Развитие погребального обряда славян

images (2)

Траурный ритуал был связан с знанием того, что тело человека погибает, но душа все же какое-то время нуждалась в воде, еде, тепле. Затем в традиции используются свечи, питье, пища. Полагалось также, что покойному в потустороннем мире необходимы будут какие-то предметы, драгоценности, повседневные обще-бытовые предметы. Для этого все необходимое ложилось рядом с усопшим в огонь.

Похоронные ритуалы («тризна»), проходили уже после погребения. Поминали мертвого плясками, играми, состязаниями, пели песни, проводили вечер, ужин и военное первенство. Готовили поминальный обед — «страва». Всё это проходило в память об усопшем. Данным способом являлось«отслужить» тризну возле того места где захоронили мертвого, ради которого все происходило. Немного позже данный ритуал называли «поминками».

Делали «поминки» (да и сейчас делают) в несколько этапов:

Сразу после захоронения;
на 3-й день – третины;
на 9-й день – девятины;
40-й день – сороковины;
1 год и так далее.

Иногда с умершим человеком прощались каждый день в течение 12 дней или одной недели. Иногда захватывали и другие периоды. Например, 20-й день, который именовался – полусороковины. В сороковины, 40-й день, считается, что дух умершего окончательно покидает землю, мир людей.

В сороковины обязательно нужно в кутном углу, особом месте для покойника, класть «помин». Он включает в себя – хлеб, стакан с водой. Предполагается, что скудная пища даёт понять душе покойного, что ему пора идти в иной мир, что теперь ему «не едать вволю хлеба живых», а полагается «вкушать пищу мертвых». Также покойнику могли стелить «постельку» в том месте, где он любил отдыхать. Но только после 40-го дня уже этого не делали.

После того, как семья отметила год после ухода близкого, его поминовение включалось в общие Дедовы дни — весной, летом и осенью.

kuzhakova